Каталог брендов

Помощь покупателю

Популярные

Наш баннер


 



Иисус

ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь — его спасение”, греч. Ihsou?, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristo?, лат. Christus — помазанник, Мессия), согласно христ. вере — Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, единственный Спаситель человеч. рода, уникальная ист. личность — Иисус из Назарета, сын Девы Марии, основоположник христианства и создатель Церкви.

Родословие Иисуса Христа приведено в Мф 1, 2–17 и Лк 3, 23–38. Оно подтверждает исполнение в Иисусе в.-з. пророчеств о приходе Мессии из рода Давидова и указывает на преемственность Нового Завета по отношению к Ветхому. Генеалогия в тексте Евангелия от Матфея состоит из 3 циклов (по 14 родов), соответствующих 3 периодам истории древнеевр. народа: от Авраама до Давида; от Давида до Вавилонского пленения; от Вавилонского пленения до Христа. Если во всем родословии используется глагол “родил” для указания отцовства, то заканчивается оно словами: “Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос” (Мф 1, 16), косвенно свидетельствующими о рождении Иисуса от Девы Марии, но не от Иосифа. Тем не менее, согласно иуд. законам, если ребенок рождался в браке, родительские права распространялись на обоих супругов, а ребенок обладал всеми наследственными правами.

Краткое описание Рождества Христа содержится в Мф 1, 18–25 и Лк 2, 1–7. Местом рождения Иисуса стал Вифлеем, что согласуется с в.-з. пророчеством о происхождении грядущего Мессии из этого города (Мих 5, 2–4), в котором родился и царь Давид. В Евангелии от Луки сказано, что Иосиф отправился вместе с беременной Марией, своей женой, для участия в переписи населения в “город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он [Иосиф] был из дома и рода Давидова” (Лк 2, 4). Поскольку в гостинице для них места не оказалось, Младенец Иисус родился в яслях, т.е. в хлеву. Вскоре к родившемуся Спасителю пришли поклониться чудесным образом узнавшие об этом событии пастухи (см. Лк 2, 8–20), а еще через некоторое время — волхвы (см. Мф 2, 1–12).

Жизнь в Назарете. Ок. 30 лет Иисус жил в галилейском городе Назарете и был известен как “плотник, сын Марии” (см. Мк 6, 3) или как “плотников сын” (см. Мф 13, 55). Евангелие от Луки говорит о том, как Иисус в возрасте 12 лет вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк 2, 41–50), а также о том, что Он “преуспевал в премудрости... и в любви...” (Лк 2, 52).

Крещение. Крещение Господне отражено в повествовании всех евангелистов (Мф 3, 13–17; Мк 1, 9–11; Лк 3, 21–22; Ин 1, 29–34). Евангелие от Иоанна, не содержащее непосредственного описания крещения, приводит свидетельство об этом событии Иоанна Крестителя (Ин 1, 29–34); Иоанн Креститель называет Иисуса “Агнцем Божиим” и “Сыном Божиим”. Крещение в Иордане не придало Иисусу к.-л. нового достоинства, а послужило знаменательным событием, которое положило начало Его благовестию и мессианской деятельности, а также стало прообразом таинства крещения.

Искушение в пустыне. Помимо краткого упоминания о 40-дневном искушении Иисуса сатаной в Мк 1, 12–13, существуют подробные описания этого события в Мф 4, 1–11 и Лк 4, 1–13; согласно им, после того как Иисус 40 дней постился в пустыне, дьявол трижды подверг Его искушениям, но Иисус их решительно преодолел, использовав при этом слова из Св. Писания. Отвергая первое искушение (“если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами” — Мф 4, 3), Христос отказывается привлечь людей материальными благами; Его слова: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (ср. Втор 8, 3) напоминают об испытании голодом евр. народа во время его 40-летнего странствования по пустыне после исхода из Египта. Иисус отвергает и второе предложение сатаны доказать Свою силу с помощью чуда (броситься вниз с высоты храма — см. Мф 4, 5–6), отвечая: “Не искушай Господа Бога твоего” (ср. Втор 6, 16). В третьем искушении Иисусу предлагается власть над всем миром ценой поклонения дьяволу (см. Мф 4, 8–9); преодолевая и этот соблазн, Иисус отвечает: “Господу Богу твоему поклоняйся” (ср. Втор 6, 13). В Евангелии от Луки приводится иная последовательность искушений Христа, однако сам характер искушений аналогичен приводимому Матфеем. Искушение в пустыне имеет важное богосл. значение в контексте истории спасения. По аналогии с 40-дневным постом Иисуса Церковь установила для христиан предпасхальный ?Великий пост.

Общественное служение. Точно определить последовательность событий в период обществ. служения Христа, а также реконструировать маршруты Его путешествий невозможно. Территориально оно охватывало прежде всего Галилею (Мк 1, 14; Мф 4, 12; Лк 4, 14) — Капернаум (Мк 1, 21; 2, 1; 9, 33; Ин 6, 17), сев. и вост. побережье Галилейского моря (Мк 5, 1; Ин 6, 1.16), Наин (Лк 7, 11–17), Назарет (Мк 6, 1; Лк 4, 16), Кану Галилейскую (Ин 2, 1; 4, 46), Хоразин и Вифсаиду (Мф 11, 21; Лк 10, 13) — и Иудею, прежде всего Иерусалим с его окрестностями. Обществ. служение Иисуса включает в себя проповеди и наставления, а также подтверждающие их знамения и чудеса. В отличие от Иоанна Крестителя, Иисус не учил в к.-л. одном месте, а переходил из города в город, проповедовал в синагогах (Мк 1, 21; Лк 4, 16), а когда их двери для Него закрылись, — в полях и на дорогах, в частных домах, обращаясь в т.ч. и к тем, кого фарисеи считали людьми недостойными. Иисус обращался и к толпам людей, и к узкому кругу избранных Им апостолов, ставших впоследствии проповедниками Благой Вести и основой ранней Церкви. В Своем учении Иисус использовал хорошо известные в иуд. мире образы и понятия, ссылался на в.-з. тексты, задавал вопросы слушателям и отвечал на вопросы, адресованные Ему, прибегал к сравнениям и притчам, иллюстрируя высшие истины реальными примерами.

Обществ. служение Иисуса пришлось на тот период, когда в иуд. среде широко распространилось ожидание Мессии, образ которого связывался с грядущим освобождением избранного народа от рим. господства и возрождением “царства Давидова”. Однако проповедь Иисуса была сосредоточена на возвещении приближающегося Царства Божьего (Мк 1, 14–15), которое “не от мира сего”, и учении о Боге как об истинном Отце, желающем спасения каждого человека. Главные положения Своего учения Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди (Мф 5, 1 — 7, 29; Лк 6, 20–49), содержащей как заповеди блаженства, так и молитву Отче наш. Сам Иисус заложил основу Царства Небесного, о котором рассказывал в притчах ученикам (см. Мф 13). Чудеса, совершавшиеся Иисусом, становились подтверждением Его слов и свидетельствовали о Его Божественной миссии. По типу эти чудеса традиционно делятся на исцеления, воскрешения, экзорцизмы и преодоления законов природы. В числе чудес, о которых рассказывают евангелисты — исцеления сухорукого (Мф 12, 10–13; Мк 3, 1–5; Лк 6, 6–10), прокаженного (Мф 8, 2–3; Мк 1, 40–42; Лк 5, 12–13), слепых (Мф 9, 27–31; 20, 30–34; Мк 8, 22–26; 10, 46–52; Лк 18, 35–43; Ин 9, 1–7); воскрешения Лазаря (Ин 11, 43–44), сына вдовы (Лк 7, 11–15) дочери Иаира (Мф 9, 23–25; Мк 5, 38–42; Лк 8, 49–56); исцеления (экзорцизмы) бесноватого отрока (Мф 17, 14–18; Мк 9, 17–29; Лк 9, 38–42), бесноватого в синагоге (Мк 1, 23–26; Лк 4, 33–35); умножение хлебов (Мф 14, 15–20; 15, 32–38; Мк 6, 35–44; 8, 1–8; Лк 9, 12–17; Ин 6, 5–13), хождение по водам (Мф 14, 25; Мк 6, 48–51; Ин 6, 19–21), претворение воды в вино (Ин 2, 1–11). Особым образом Иисус явил Свою Божественную силу апостолам во время преображения на горе Фавор (Мф 17, 1–9; Мк 9, 2–9; Лк 9, 28–36), которое завершило галилейский период деятельности Христа. Непосредственно перед преображением Иисус открыл Своим ученикам, что Ему суждено принять смерть в Иерусалиме “и в третий день воскреснуть” (Мф 16, 21). Явление Моисея  и Илии во время преображения символизирует исполнение Иисусом “Закона и пророков”.

Пасха Христова — это исполнение в.-з. надежды на избавление мира от тьмы смерти и обретение вечной жизни с Богом. Средоточие пасхальной тайны НЗ — Тайная вечеря, смерть, воскресение и вознесение Господне.

В Вербное (или Пальмовое) воскресенье, когда Иисус прибыл в окружении учеников в Иерусалим для празднования Пасхи, народ, наслышанный о Его благовестии и совершенных Им чудесах, встретил Его с восторгом и возгласами: “Осанна [т.е. спасение] Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!” (Мф 21, 9). В то же время учение Иисуса уже давно вызывало неприятие со стороны большинства иуд. учителей, считавших, что оно противоречит нормам в.-з. Закона (в частности, правилам соблюдения субботнего дня), и неоднократно пытавшихся уличить Христа в нарушении евр. традиции или же в сопротивлении рим. властям. Осознавая приближение Своей смерти, в Великий четверг Иисус собрал апостолов в горнице Тайной вечери (Мф 26, 26–29; Мк 14, 22–25; Лк 22, 19–20; 1 Кор 11, 23–25), где, подав для вкушения ученикам хлеб и вино как Свои Тело и Кровь, возвестил о Своей мученической кончине “для искупления многих” (ср. Мк 10, 45) и установил таинство Евхаристии, прообраз грядущей Небесной Трапезы и подтверждение Нового Завета между Богом и людьми. В ночь Страстного четверга Иисус молился в Гефсиманском саду (Гефсимания), проявляя послушание воле Небесного Отца в Своей готовности принять мучения и смерть (см. Мф 26, 36–46; Мк 14, 32–42; Лк 22, 39–46; Ин 18, 1). В ту же ночь по приказу иуд. рел. вождей Иисус был тайно арестован и предан суду синедриона. Осудив Иисуса на смерть, синедрион в Страстную пятницу передал Его для окончательного приговора рим. прокуратору Иудеи Понтию Пилату, который под давлением толпы дал согласие на казнь Иисуса через распятие на кресте. Подвергнув Христа бичеванию и поруганию, на Него возложили терновый венец и повели на Голгофу. Иисус Христос был распят вместе с двумя разбойниками и скончался “в девятом часу” (согласно совр. исчислению времени, в 3 ч дня). Во время мучений на кресте Христос произнес неск. фраз (Семь слов): Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Лк 23, 34); “Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф 27, 46; Мк 15, 34) и др. Согласно Ин 19, 34, после смерти Иисуса один из воинов пронзил Ему ребра, и из Его тела истекли кровь и вода. Крестная жертва, принесенная Христом, стала основой искупления человечества, освобождения его от рабства греха.

Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса, получив от Пилата разрешение забрать тело Христа, обвил его плащаницей и положил в гроб. В воскресенье на рассвете Мария Магдалина и др. ученики Иисуса обнаружили гроб, где было положено Его тело, пустым и вскоре, благодаря чудесным явлениям Христа, уверились в том, что Он воскрес, как и предсказывал Сам еще до Своей смерти. Через воскресение Иисус в полной мере “открылся Сыном Божиим в силе” (Рим 1, 4). Воскресение Христа из мертвых произошло “для оправдания нашего” (Рим 4, 25); победа Иисуса над грехом и смертью открыла человечеству путь к жизни с Богом и в Боге.

Ряд н.-з. текстов (1 Петр 3, 18–20; 4, 6; Деян 2, 24–27; Рим 10, 6–7 и др.) косвенно свидетельствуют о том, что в период между смертью и воскресением Иисуса Христа произошло Его сошествие в ад (это положение включено в Апостольский символ веры).

Вознесение Христа, описанное в Деян 1, 6–11 и засвидетельствованное апостолами, произошло через 40 дней после Его воскресения и стало восхождением Иисуса во славу Отца.

Второе пришествие Христа. Н.-з. тексты 1 Фес 2, 19; 3, 13; 2 Фес 2, 1.8; 1 Кор 15, 32 и др. предсказывают Второе пришествие Христа в конце времен, когда Он явится в могуществе и славе (ср. Мф 16, 27; 24, 30) и воздаст каждому человеку по его делам. Время этого события — великая тайна; известны лишь некоторые общие признаки, которые должны его предварять: преследование Церкви (Лк 21, 12–18), появление Антихриста, “сына погибели” (2 Фес 2, 3) и др.